Транспорт Индии
Перемещаться по стране комфортнее и быстрее всего на самолете, дешевле — на поезде (на большие расстояния) или на автобусе (на короткие). Поскольку билет первого класса на поезд иногда стоит немногим меньше, чем авиабилет в ту же точку, разумнее ездить вторым классом с кондиционером. Такие вагоны бывают двух типов: по 4 и 6 человек в купе.
Специальный поезд с кондиционированными вагонами «Тадж-экспресс» курсирует между Дели и Агрой: он отходит из столицы утром и возвращается вечером. В вагоне-ресторане подают завтраки, обеды и ужины.
На главных вокзалах крупнейших городов и в международных аэропортах есть отдельные «окошки» или даже залы для продажи билетов иностранцам (обычно за доллары, причем сдачу дают в рупиях).
Автобусная сеть в Индии развита неплохо: государственные транспортные компании и большое число частных есть в каждом штате. Все типы государственных автобусов вполне пригодны для поездок: разница только в уровне комфорта и стоимости
Городской транспорт
С такси также проблем не возникнет, единственный момент, на который стоит обратить внимание — машины, у которых есть лицензия на обслуживание туристов, с желтыми номера. С водителем нужно обязательно поторговаться о цене, причем делать это перед отправлением. Собираясь в дальнюю поездку, лучше заранее узнать ее примерную стоимость у администрации отеля — «по счетчику» в Индии практически никогда не ездят.
Мото- и велорикш можно нанять так же, как такси. Моторикши — хоть и экзотичный, но вполне быстрый и удобный способ передвижения по городу. При этом стоит он примерно в два раза меньше такси. Зато велорикши пригодны только для небольших поездок: скорость маленькая, удобства никакого. А если пассажир «в теле», в горку вообще не тянут, приходится вылезать и идти рядом.
Ушлые таксисты при загородных поездках иногда привозят пассажира не туда, куда он просил — после чего требуют дополнительной оплаты за исправление своей же «ошибки». Способ решения такой проблемы прост: нужно записать номер машины и пообещать «шефу» связаться с хозяином фирмы или полицией. Кроме того, ни в коем случае нельзя разрешать таксисту подбирать по дороге попутчиков. В некоторых индийских штатах официально существуют так называемые «дни таксиста». В эти дни на территорию отелей допускаются только автобусы, доставляющие туристов в аэропорт или из него. Все остальные перевозки, включая экскурсии, имеют право осуществлять исключительно водители такси.
Аренда авто
Если совсем коротко: лучше не надо. Причин несколько, одна весомей другой: во-первых, трассы узкие (хотя и в приличном состоянии), а разметка и дорожные знаки порой отсутствуют. Во-вторых, движение очень плотное практически круглосуточно, в общем потоке движутся запряженные волами телеги, мотоциклы, люди, на полотно регулярно выходят различные представители местной фауны. Ну и, последнее, но самое главное: индийские водители не соблюдают даже минимальных правил дорожного движения. В довершение ко всему вождение в Индии — левостороннее. Поэтому для путешествия по стране лучше арендовать машину с водителем. Обойдется это не так чтобы чересчур дорого, зато безопасно.
Самые популярные средства передвижения в Индии — мотоциклы и скутеры. Очень удобно, если учитывать плотность движения. Средняя стоимость проката скутера примерно 200—250 INR в сутки, при этом торг никто не отменял, тем более, если срок аренды будет больше недели. Необходимые документы: загранпаспорт и водительские права.
- Есть ли особенности дорожного движения в Индии
В Индии левосторонне движение. Иностранцы, не проживающие длительное время в стране, например, по работе, не могут освоить безопасное вождение в очень хаотичном трафике Индии. Тем более, россияне, привыкшие к правостороннему движению.
В городах и на шоссе довольно большое разнообразие транспортных средств, где среди привычных автомобилей, автобусов и грузовиков встречаются проворные рикши, лихие мотоциклы и скутеры, велосипедисты, повозки, запряженные животными, коровы, слоны, верблюды. Все участники движения постоянно сигналят друг другу и только проживая в этой стране продолжительное время можно немного научиться разбираться в правилах, которые действуют на дороге.
Поэтому иностранцы в Индии пользуются услугами автомобиля с водителем. А тем, кто решиться на самостоятельно вождение можем по-индийски пожелать: good horn, good brakes, good luck!