Капитолий в Гаване
Habana, Prado, 422
Гаванский Капитолий на самом деле очень напоминает самый известный в мире Капитолий в Вашингтоне. Гаванский был выстроен в 1929 году, но кубинский парламент заседал здесь ровно 30 лет — и только. После этого прекрасное и внушительное здание было превращено в открытый конференц-центр.
Гаванский Капитолий на самом деле очень напоминает самый известный в мире Капитолий в Вашингтоне. Гаванский был выстроен в 1929 г., но кубинский парламент заседал здесь ровно 30 лет — и только. После этого прекрасное и внушительное здание было превращено в открытый для широкого доступа конференц-центр. Сегодня здесь размещается ещё министерство науки, исторический музей и библиотека.
Капитолий в Гаване вышел даже больше вашингтонского, что дало правящему на тот момент диктатору дополнительный повод для гордости перед американцами.
Под руководством Эухенио Пьедра ренессансное здание Капитолия в Гаване было выстроено за три года и открыто в День кубинской независимости. Архитектор не ставил задачу дословно скопировать здание в США: внешний облик Капитолия напоминает, например, Парижский пантеон, да и вообще достаточно традиционен для монументальных построек Возрождения; главным образом — для церквей в стиле итальянского Ренессанса. Тем не менее Капитолий в Гаване вышел даже больше вашингтонского, что дало правящему на тот момент диктатору дополнительный повод для гордости перед американцами. 92-метровый капитолийский купол из всех сооружений с подобной архитектурой обгоняют по высоте только купола соборов Святого Петра в Ватикане и лондонского Святого Павла.
Скульптура, венчающая купол Капитолия, — это точная реплика бронзовой статуи Меркурия, созданной в 16 веке и украшающей дворец Барджелло во Флоренции.
Вокруг здания из светлого песчаника и гранита были разбиты ландшафтные сады, для чего приглашали французского специалиста. У центрального входа разместились шесть дорических колонн и две скульптуры работы итальянского мастера Занетти, символизирующие Работу и Хранителя Добродетели. Из здания можно выйти в два приятных патио; в северном установлена статуя падшего ангела. Всего в Капитолии шесть этажей, но последний позволяет добраться только до части купола.
Главный вход в Капитолий оборудован тремя внушительными дверями из бронзы с барельефными украшениями на исторические сюжеты, также выполненными Занетти. Сюжеты отображают становление страны от момента открытия Колумбом Нового света и до времени постройки здания. Зайдя внутрь, можно для начала полюбоваться 11-метровой скульптурной аллегорией Кубинской республики, которая изображена в виде женщины с пикой и щитом. Бронзовая фигура покрыта сусальным золотом и весит почти 50 тонн. Созданная тем же скульптором, что и фигуры у главного входа, по размерам она уступает лишь двум статуям в мире (кроме тех, конечно, что установлены на открытом воздухе). Статуя стоит в полукруглой нише зала с поэтическим названием «Салон потерянных шагов», отражающим интересную акустическую особенность помещения.
Через 4 года после того, как был построен Капитолий, кубинский народ сверг диктатора Мачадо. Последний к тому времени заслужил такую стойкую ненависть, что все сцены на бронзовых дверях Капитолия, связанные с периодом его правления, были заменены.
Другой примечательный артефакт — нулевая отметка, символически размечающая самое сердце страны для отсчёта от него расстояний. Раньше на Нулевой километр указывал 25-каратный бриллиант в центре литой металлической звезды, вделанный в пол точно под центральной точкой купола. Бриллиант принадлежал династии Романовых и после русской революции был куплен в Париже. Драгоценность единожды крали (камень вернулся на место через год), и в 70-х гг. её заменили стекляшкой, а оригинал спрятали в Центральном банке.
Прочие интерьеры Капитолия в Гаване тоже более чем примечательны. При том, что само здание строилось 3 года, внутренняя отделка заняла втрое больше. Благородно тёмное помещение библиотеки отделано панелями из ценного красного дерева. Разнообразные светильники были специально спроектированы для здания кубинскими дизайнерами и произведены во Франции. Зал суда обладает симметричной галереей с рядом колонн, увенчанных капителями коринфского ордера.
Капитолий в Гаване можно осмотреть изнутри в любой будний день, вход в него платный, зато на балкончике есть небольшое кафе.
Кафедральный собор Гаваны
Habana, Cathedral de la Habana
Кафедральный собор Св. Христофора в Старой Гаване на площади Сьенага — это великолепное барочное здание колониального стиля, построенное из обтесанных каменных плит. Как и вся площадь вокруг, собор был внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия человечества.
Кафедральный собор Святого Христофора в Старой Гаване на площади Сьенага — это великолепное барочное здание колониального стиля, построенное из обтесанных каменных плит. Как и вся площадь вокруг, собор был внесён ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия человечества. Сегодня собор — одна из 11 действующих римско-католических церквей острова. Исключительная красота собора и его праздничный вид навели писателя Алехо Карпентьера на поэтический образ «музыка, замершая в камне». Правда, писатель сам был кубинцем.
Собор строился из кораллового известняка, добытого с берегового шельфа рабами, и, приглядевшись, можно заметить в стенах и в колоннах остатки кораллов и раковин.
Строительство кафедрального собора было начато ещё в 1748 г., и его внешние отличия от прочих храмов на острове наводят на предположение, что он строился по образцу церквей иезуитов. В 1767 г. испанский король Карлос III прогнал иезуитский орден с Карибов, так что достраивался собор вплоть до 1777 г. уже точно без их участия. Освящение его как католического храма произошло в 1789 г. В 1796 г. собор получил имя святого покровителя Гаваны (прежде он звался собором Непорочного зачатия). А в 1878 г., после перенесения в город епископской резиденции из Сантьяго-де-Куба, собор получил кафедральный статус.
При епископе Эспаде кафедральный собор в Гаване был достроен окончательно, а над алтарём появились три фрески работы итальянца Джузеппе Перовани. Кроме того, в интерьере собора можно видеть картины Мурильо и Рубенса — увы, только копии, а также Б. Веремея (оригиналы). Другая ценность внутреннего убранства — статуя Святого Христофора 1632 г., выполненная севильским скульптором М. Андуяром. На одной из стен можно видеть статую распятого Христа работы итальянского мастера Бианчини, которому также принадлежит авторство алтарей и нескольких других скульптур.
Именно в кафедральном соборе Гаваны хранился прах Христофора Колумба в течение ста с небольшим лет, пока в 1898 г. его не перевезли в Севилью.
Реставрация собора, проводившаяся в середине 20 века, немного затронула и внутреннее его наполнение. В частности, на звонницах установили два новых колокола. По слухам, колокола были отлиты из особого сплава бронзы, включающего серебро и золото, благодаря чему их звучание стало особенно нежным. Другая тонкость внешнего характера связана с составом стройматериала: собор строился из кораллового известняка, добытого с берегового шельфа рабами, и, приглядевшись, можно заметить в стенах и в колоннах остатки кораллов и раковин.
Две башни собора по обе стороны от главного фасада на самом деле не симметричны. Левая башня была сделана уже, так как площадь часто заливало при дожде, и для свободного водооттока требовалось больше места. Это единственный пример подобного рода в мировой барочной архитектуре.
Вход в собор свободный по будним дням, но только до 11:00 либо после 14:30.
Старая Гавана
Habana, Paseo de Marti
Исторический центр города, Старая Гавана, в 1984 г. был внесена ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия человечества весь целиком, вместе со зданиями, площадями и историческими памятниками. Общий список достопримечательностей включил почти 1000 объектов. Естественно, эта часть столицы — наиболее знаменитая и самая популярная среди туристов. Абсолютное большинство мест Гаваны, обязательных для посещения, расположено здесь.
Вообще столица Кубы — город не маленький, и Старая Гавана — не чета европейским средневековым городкам, которые можно обойти за полчаса.
Район начинает свою историю с момента основания города — то есть с 1519 г. После почти немедленного нападения французов первой серьёзной постройкой на территории гавани стала крепость Ла-Фуэрса, к которой позднее присоединились Ла-Кабанья и Эль-Морро. Так что Старая Гавана началась именно отсюда, с моря: после постройки фортов даже небезызвестный Фрэнсис Дрейк, подойдя к Гаване, передумал нападать на неё.
Укрепив город должным образом, его можно было спокойно обживать, и в течение двух последующих веков под защитой крепостей возводились роскошные барочные особняки и стройные жилые здания в стиле неоклассицизма. Старый город пронизывали узкие улицы, застроенные колониальными домами, иногда — в мавританской стилистике. Традиционный вид здания в Старой Гаване — патио с фонтаном или скульптурой, мезонин с балконом, помещения для прислуги на первом этаже. За минувшие годы больше двух третей исторической застройки из трёх с лишком тысяч зданий были разрушены. Тем не менее и сохранившихся объектов достаточно, чтобы овеять Гавану (то есть Старый город) славой самой красивой островной столицы.
Сообщайте уличным фотографам о своём нежелании фотографироваться чётко и недвусмысленно. Иначе будете вынуждены приобрести снимок, хотите вы того или нет.
Говоря строго, Старой Гаваной можно называть только часть города близ бухты, в своё время опоясанную крепостной стеной. То, что начинается дальше, в районе Капитолия — уже более поздняя застройка, которая начиналась в 18 веке. Но сейчас уже Старой Гаваной называют и её, и всё прочее, что нельзя отнести определённо к какому-то из соседних районов — например, фешенебельному Ведадо.
Со стороны воды Старая Гавана ограничена набережной Малекон, семикилометровым променадом, полным памятников и исторических зданий. От неё вглубь города уходит бульвар Прадо, центральный городской проспект, ядро Старой Гаваны и средоточие городской жизни. В паре шагов от него находится потрясающее здание бывшего президентского дворца, где сейчас находится Музей Революции. Двигаясь по бульвару дальше, можно выйти к большому театру Гаваны и гаванскому Капитолию — пожалуй, главной архитектурной достопримечательности города. Второй важнейший архитектурный и исторический памятник Старой Гаваны — кафедральный собор на площади Сьенага, близ Ла-Фуэрсы. Рядом же находится и центральная площадь Пласа-де-Армас. Старинная церковь Иглесия де Нуестра, площадь Революции с монументом Хосе Марти и знаменитое своими скульптурами кладбище Колон расположены по другую сторону от Прадо и довольно далеко.
Вообще столица Кубы — город не маленький, и Старая Гавана — не чета европейским средневековым городкам, которые можно обойти за полчаса. Конечно, по маленьким улицам близ порта приятнее всего ходить пешком. В старых аптеках до сих пор работают столетние кассовые аппараты, полы в магазинах выложены древней мраморной мозаикой, дверные и оконные проёмы очень высокие. Классические туристические маршруты пролегают обычно от площади к площади: площадь Оружия, площадь Сан-Франциско, Старая и Кафедральная площади. Тем не менее иногда стоит сойти с проторенной дорожки: даже в исторической части Гаваны вы, отойдя лишь на пару шагов от протоптанной тропы, сможете лицезреть реальную жизнь кубинцев: едва ли не трущобные кварталы, дома в почти аварийном состоянии, колоритных местных жителей.
Большой театр Гаваны
Habana, Paseo de Marti, 458
Большой театр Гаваны был торжественно открыт весной 1838 г. Между тем здание, которое театр занимает сейчас, было выстроено только в 1915 г. бельгийцем из Трансильвании Полем Белау. Этот прекрасный образец колониального барокко, которыми так богата столица Кубы, входит в состав дворцового комплекса Галисийского центра.
Гаванский Большой театр — действительно один из самых крупных в мире. Он рассчитан на полторы тысячи сидячих мест.
Расположенную прямо у Капитолия эту узнаваемую постройку с угловой башней никак не обойти вниманием на любом туристическом маршруте. Новое здание театра на углу бульвара Прадо и улицы Сан-Рафаэль строилось на средства иммигрантов из Галиции. Реставрация прежнего театра началась в 1908 г., и к 1915 г. от старого здания не осталось, собственно, почти ничего. На его месте появился шедевр немецкого барокко из камня и мрамора с вычурно отделанным фасадом, который украшают изваяния работы итальянца Джузеппе Моретти, аллегорически представляющие Театр, Музыку, Образование и Благотворительность. Над внутренней отделкой также поработали на славу: широкая красивая мраморная лестница ведёт на второй ярус, а сиденья были обиты дорогим красным бархатом. Расположенное прямо у Капитолия это здание никак не обойти вниманием на любом туристическом маршруте.
Долгое время театр назывался Театром Такон, но в 1985 г. по предложению Алисии Алонсо, знаменитой примы балета, получил имя Большого. Тому есть вполне объективные основания: гаванский Большой театр — действительно один из самых крупных в мире. Он рассчитан на полторы тысячи сидячих мест. И такова вместимость только основного зала — аудитории Гарсиа Лорки. А ведь есть ещё и другие сцены: концертный зал Алехо Карпентьера и зал Эрнесто Лекуоно (иногда здесь показывают художественные фильмы) и помещения, в которых проходят выставки современного искусства.
Если вам не интересны концерты, но хочется осмотреть театр изнутри, это можно сделать в ходе специальной экскурсии с англоговорящим гидом.
На сцене большого театра блистали Анна Павлова и Майя Плисецкая, Энрико Карузо и Артур Рубинштейн, Сара Бернар и Оле Булл. Здесь также принимали заслуженные балетные труппы со всего мира. Сегодня тут проходят не только лишь классические концерты: Большой театр гостеприимно принимает и современных джазовых и поп-исполнителей, например, Simply Red.
Официально Большой театр считается домом национального кубинского балета. Кроме того, помещения здесь занимают танцевальные центры, курсы балетной школы и музыкальный центр «Про-Арт Лирико».
Ежегодный международный фестиваль балета проходит в Большом театре в октябре, сезоны испанского балета — в августе. В другие сезоны представления в театре идут каждую неделю, преимущественно с пятницы по воскресенье. С 2012 г. в театре проходит медленная реставрация, но это практически не мешает концертам.
Адрес: Habana, Paseo de Marti, 458.
Бульвар Прадо
Habana, Paseo de Prado
Бульвар Прадо — это Арбат и Невский Гаваны, главный проспект города, условно отделяющий «самую старую» Гавану от просто «старой». На Прадо выходят дворец бракосочетаний Паласио Матримониос (бывшее казино) и красивый отель «Севилья», гаванский Капитолий и Большой театр Гаваны, к нему же примыкает Центральный парк. Бульвар начинается от крепости Сан-Сальвадор, отходя перпендикулярно от набережной Малекон, и тянется примерно два километра до Индийского фонтана за улицей Драгонес, где начинается Чайна-таун. Фактически Прадо составляет единое целое с бульваром Хосе Марти и разделён условно на четыре участка: променад, Центральный парк, Капитолийская эспланада и парк Фратернитад.
Здесь всегда до крайности шумно и многолюдно, по выходным продают свои картины уличные художники, днём катаются на скейтах подростки, а вечером появляются жрицы любви.
Проектирование бульвара поручили во второй половине 18 века ландшафтному архитектору из Франции. Тогда значение Кубы и, в частности, Гаваны для Испании было очень велико — колониальная политика приносила дивиденды, и тогдашний губернатор де ла Торе планировал сделать город главным в Новом Свете. В следующем веке на Прадо появились тротуары из мрамора и постоянное освещение, а после постройки Капитолия в 1929 г. его расширили и ещё больше благоустроили. Тогдашний кубинский президент заказал у команды из французских и кубинских мастеров отлить из старых пушек восемь больших львов, которых затем поставили вдоль бульвара. Кроме того, здесь появились кованые решётки, изящные фонари, вечнозелёные лавры.
На Прадо стоит памятник герою революции Мануэлю де ла Крузу, статуя поэта Хуана Клементе Зенеа и знаменитый бар «Флоридита». На углу с улицей Сан-Рафаэль находится отель «Инглатерра», построенный в 1875 г. и знаменитый своими роскошными интерьерами с севильской плиткой, андалусской мозаикой и деревянными потолками. В этом отеле останавливались Сара Бернар и Анна Павлова, а генерал Антонио Масео готовил вооружённое восстание. Индийский фонтан в конце Прадо — аллегорическое представление города — был самым известным символом Гаваны в 19 веке, вдохновляя поэтов и рождая многочисленные легенды.
Бар «Флоридита» знаменит на весь мир как место, где наливают лучший на свете «Дайкири» и где был изобретён коктейль «Папа Добле». Его постоянным завсегдатаем был Эрнест Хемингуэй, и бар входит в числе «мест Хемингуэя» соответствующей туристической экскурсии. Легенда гласит, что Папа Хэм, заказывая здесь «Дайкири», попросил «двойную дозу рома и не без сахара — у меня диабет». Собственно, это и есть рецепт «Папа Добле». В подтверждение легенды в углу бара сегодня сидит бронзовый Хемингуэй.
Но и не столь исторические объекты Прадо интересны и красивы. Здесь можно полюбоваться зданиями в Парижском, Венском и Мадридском стиле, многочисленными кино и театрами, кафе и старыми танцзалами. Уже в 50-х гг. богатые семьи с Прадо предпочитали переселяться в Мирамар, Ведадо и Сибони, а после революции многие здания стали приходить в упадок и до сих пор находятся в полуразрушенном состоянии. С другой стороны, в последние годы многие дома начали реконструировать, а в начале 2000-х гг. был завершён комплекс отеля «Парк Централь», который теперь отмечает юго-восточный конец бульвара. И в нынешнем своём виде Прадо привлекателен и популярен, он служит излюбленным променадом жителей и гостей города. Здесь всегда до крайности шумно и многолюдно, по выходным продают свои картины уличные художники, днём катаются на скейтах подростки, а вечером появляются жрицы любви.
Дом-музей Эрнеста Хемингуэя
Habana, Singer
Дом-музей Хемингуэя в Гаване — это небольшая двухэтажная каса, уютно стоящая в большом саду в окружении деревьев. Дом расположен в районе Сан-Франциско де Паула, на изрядном удалении от центра города, и имеет собственное имя — Finca la Vigia, «Дом с видом». Отсюда действительно потрясающе видно морской берег.
Посетив остров, Мариель Хемингуэй, внучка писателя, высказалась следующим образом: «У Кубы есть три иконы: Че, Фидель и мой дед».
На Острове свободы Хемингуэй прожил в совокупности около двадцати лет, покинув его незадолго до самоубийства. Здесь в 1940 г. он и приобрёл «Дом с видом», построенный в 1886 г. испанским архитектором. Именно в этом доме был написан «Старик и море». Музей был открыт в усадьбе в 1962 г., через год после смерти Хемингуэя, когда кубинские власти так или иначе заполучили особняк. Официальная версия гласила, что жена писателя, Мэри Хемингуэй, добровольно передала дом со всем содержимым правительству Кубы.
Многие турагентства Гаваны предлагают экскурсии по «местам Хемингуэя», куда входит не только посещение дома, но и поездка в рыбацкую деревеньку Кохимар, прогулка к отелю «Амбос Мундос», где писатель жил до покупки «Дома с видом», бару-ресторану «Бодегита дель Медио», откуда началась популяризация мохито, и прочим любимым заведениям Хемингуэя. Кстати, именно в отеле, в номере 511, был написан роман «По ком звонит колокол». На деньги, вырученные от его продажи, папа Хэм и купил Finca la Vigia.
Внутри музея постарались со всей тщательностью воссоздать быт писателя. В результате здесь прежде всего полным-полно книг: стеллажи тянутся от пола до потолка, и на них размещены около девяти тысяч томов на разных языках мира. Тут же собрано множество личных вещей писателя: значков, фотографий, писем, сувениров и прочего. Кроме того, в интерьерах отражены пристрастия папы Хэма, любителя охоты и рыбалки. Здесь можно посмотреть на его трофеи, ружья и снасти. А в спальне можно увидеть «ту самую» пишущую машинку.
В саду стоит «Пилар» — любимый катер и детище писателя. На «Пилар» было написано немало страниц великих произведений, на нём Хемингуэй, случалось, жил, рыбачил, путешествовал и даже охотился за немецкими субмаринами. Здесь же возвышается занятная конструкция: хижина для творчества, построенная Мэри для мужа (он никогда ей не пользовался). А чуть дальше в саду, близ бассейна, похоронены кошки и собаки писателя.
На острове и по сей день очень чтят писателя и даже называют его кубинцем. Посетив остров, Мариель Хемингуэй, внучка писателя, высказалась следующим образом: «У Кубы есть три иконы: Че, Фидель и мой дед». Тем не менее из-за плохого ухода особняк Хемингуэя попал в составленный Национальным фондом США список достопримечательностей, находящихся в наибольшей опасности. Совсем недавно кубинское правительство предприняло шаги по его восстановлению, и отреставрированный музей вновь открыл двери для посетителей в 2007 г. Но он всё ещё продолжает находиться в списке из 11 достопримечательностей за пределами территории США, находящихся под угрозой, и в аналогичном списке из 100 мировых достопримечательностей Фонда памятников мира. Американцы предлагали властям Кубы финансовую помощь для ухода за домом-музеем, но она, естественно, принята не была
Набережная Малекон
Habana, Malecon
Малекон — это не только городская набережная, это культовое место, где проходит ежегодный февральский карнавал, собраны несколько значимых монументов, и оказываются рано или поздно все гости Гаваны. Кроме того, это ещё и променад, который тянется 7 км от отеля «Националь» до крепости Сан-Сальвадор, мимо 14 городских кварталов, включая Старую Гавану и Ведадо. Если пройти по Малекону от начала и до конца, по дороге можно охватить взглядом всю историю города.
Привлекательнее всего Малекон выглядит на закате, когда солнце красиво подсвечивает фасады, а все скамейки и парапет набережной заняты влюблёнными парочками.
Заложенная на рубеже 19 и 20 веков набережная не слишком поднята над водой, и в ветреную погоду волны частенько заливают променад. Между тем изначально Малекон строился как раз для того, чтобы защитить городские постройки от воды. Чтобы отметить завершение первого полукилометрового его участка, американское правительство даже разбило красивую площадь на пересечении с бульваром Прадо. Сейчас здесь стоит когда-то очень модный отель «Мирамар», а по воскресеньям играют традиционные кубинские ансамбли. Позднее Малекон достраивало уже кубинское правительство.
Вдоль широкого и оживлённого проспекта (по три полосы движения в каждую сторону, одна из центральных городских артерий) стоят на всём протяжении набережной самые разноплановые здания: на каком-то участке это испанская дозорная башня 18 века Сан-Лазаро, а где-то — колониальные постройки с фасадами пастельных цветов. Так, в начале набережной интересен дом с кариатидами: построенный в 20 веке он выделяется женскими фигурами в стиле ар-деко, поддерживающими веранду. Исторические дома перемежаются унылыми постройками в советском стиле и современными высотками.
Малекон — это не имя собственное, а просто «набережная» по-испански.
Продвигаясь по Малекону, вы постоянно будете встречать памятники тому или иному событию или периоду истории — даже если по сути своей они не являются памятниками как таковыми. Это могут быть отели, например, такие знаковые, как гангстерская «Ривьера», сохранившая декор 1958 г., или больницы вроде 24-этажной Hermanos Ameijeras, самой высокой в столице. Это и памятники в традиционном понимании: бронзовая фигура борца за независимость Калисто Гарсия, памятник Антонио Масео (тоже борцу за независимость) и монумент генерала Максимо Гомеса (естественно, борца за независимость). Кроме того, здесь установлен памятник погибшим на «Мэйне» — американском военном судне, которое взорвалось в гавани в 1898 г., что погубило почти 300 жизней моряков и развязало войну Америки с Испанией. Здание представительства США на Кубе тоже выходит на Малекон (сегодня американского посольства на острове нет), как и старинная крепость Ла-Фуэрса.
В последние годы ЮНЕСКО частично финансировало реставрацию старых зданий на Малеконе, и теперь они радуют глаз разноцветными фасадами.
Сегодня на Малеконе рыбачат беднейшие гаванцы (не в качестве времяпрепровождения, а ради улова), дежурят девушки (и не только девушки) лёгкого поведения, и по вечерам собирается молодёжь. Главный центр ночной жизни на набережной — участок, где она пересекается с 23-й улицей, в Ведадо.
Привлекательнее всего Малекон выглядит на закате, когда солнце красиво подсвечивает фасады, а все скамейки и парапет набережной заняты влюблёнными парочками.
Музей революции в Гаване
Habana, Avenida Belgica
Музей революции в Гаване — одна из обязательных достопримечательностей. Прежде всего, потому что «Куба» и «революция» стали в сознании мировой общественности почти синонимами. Во-вторых, потому что само здание, в котором ныне находится музей, представляет собой исторический и архитектурный памятник. Ранее оно было ни больше ни меньше как президентским дворцом и выглядит очень красиво.
На Кубе Музей революции считается самым главным из всех 300 с лишним музеев острова.
Дворец был спроектирован в стиле неоклассицизма, построен в 1920 г. и почти 30 лет, до самой революции, служил официальной резиденцией всем кубинским правителям. Если верить кубинским историкам, то тогдашний президент Менокал, строивший дворец собственно для себя, потратил три с лишним миллиона американских долларов из государственной казны, чтобы нанять в качестве главных архитекторов кубинца Карлоса Марури и бельгийца Поля Белау. Дизайном интерьера занимались Нью-Йоркские Tiffany’s, которые получили за это ещё почти полтора миллиона.
Сразу же после свержения режима Батисты дворец превратили в музей, и, несмотря на то, что большей части ковки и стеклянных витражных светильников «Тиффани» дворец лишился, оригинальные зеркала и стеклянные люстры до сих пор можно увидеть в Зеркальном холле. Последний создавался по подобию версальского Зеркального зала 17 века. Второй особенно примечательный зал дворца — это президентский кабинет, где сохранилась оригинальная мебель и элементы декора 40-х гг.
В 30 залах музея размещены примерно 9000 экспонатов. Экспозиции затрагивают не только революционный период, но и историю острова в более широком масштабе начиная с 15 века. Конечно, основной акцент здесь сделан на 50—60 годы прошлого века, но есть и экспонаты, относящиеся к войне за независимость от Испании и дореволюционным годам. Это фотографии, газеты, письма, предметы одежды, реконструкции сражений, оружие, скульптуры. Неудивительно, что на Кубе Музей революции считается самым главным из всех трехста с лишним музеев острова.
Пройдя по широкой мраморной лестнице, при детальном осмотре стен можно увидеть следы от пуль, оставшиеся от неудачного покушения студентов на Батисту 13 марта 1957 г. Среди любопытных (а местами и забавных) экспонатов музея — Dragon-I, маленький сельскохозяйственный трактор, преобразованный в танк; восковые манекены в полный рост, изображающие Гевару и Сьенфуэгоса в полевых условиях (их настоящие винтовки и кепки демонстрируются отдельно); золотой телефон Батисты и космический скафандр первого кубинского космонавта Арнальдо Мендеса.
Сбоку от фасада музея стоит отечественная самоходка СУ-100. А в скверике позади дворца в специальном застеклённом павильоне помещена яхта «Грэнма», на которой мятежники во главе с Фиделем приплыли на остров в 1956 г. из Мексики для начала революционной борьбы с диктатурой. Её окружают ракеты, которыми в ходе Карибского кризиса с земли подбили американский «Локхид»-шпион, и его двигатели.
У входа в Музей революции на стене помещена красочная карикатура на Джорджа Буша (старшего) в нацистской каске со свастикой. Надпись на табличке рядом на испанском, английском и французском языках гласит: «Спасибо, кретин, за то, что помог нам сделать социализм бесповоротным».
Адрес: Habana, Avenida Belgica.
Национальный ботанический сад
Habana, Jardin Botanico Nacional
Всего в 10 км от центра Гаваны находится достопримечательность, без посещения которой не обходится ни один туристический маршрут по Кубе. Это один из крупнейших искусственных парков Латинской Америки — Национальный ботанический сад, и здесь действительно есть на что посмотреть, чему поудивляться и чем восхититься. Не только туристы, но и сами кубинцы любят здесь бывать, ведь в садах можно не просто познакомиться с богатой флорой Латинской Америки, Африки и Азии, но и прекрасно отдохнуть. Излюбленное место пребывания посетителей — дивный японский садик с умиротворяющей атмосферой. Ничто так не заряжает духовно, как созерцание удивительной природы, когда сам сидишь в уютной беседке под убаюкивающие переливы водопада. Японский садик появился здесь в 1989 г., он стал подарком от азиатской общины. Кстати сказать, учёные-ботаники здесь тоже частые гости, ведь на территории более 600 га произрастают растения, собранные со всего мира. Это достойные объекты для наблюдений и исследований!
Не только туристы, но и сами кубинцы любят бывать в Национальном ботаническом саду, ведь здесь можно не просто познакомиться с богатой флорой Латинской Америки, Африки и Азии, но и прекрасно отдохнуть.
Флора
В Национальном ботаническом саду собрано более 4000 разновидностей растений, причём виды, характерные для этой местности (они представлены в Карибском отделе), не превышают и 20 % от общей площади. А это примерно 7000 растений с Кубы. Территория разделена на несколько тематических зон, больше всего туристам полюбились зона тропических растений, долина кактусов и, конечно, японский садик. В садах можно увидеть почти 60 видов пальмовых деревьев и более 500 разновидностей орхидей. Любителей экзотики привлекает «архаический» лес со своими густыми зарослями ископаемых растений, сохранившихся с древних времён.
Гастрономия
Ботанический сад может похвастаться сразу семью ресторанами, каждый из которых предлагает свое собственное меню. Одно заведение специализируется на блюдах креольской кухни, в других можно попробовать блюда домашней кубинской кухни, в-третьих вам предложат вегетарианские изыски.
Свой ресторан есть даже в японском садике — экоресторан Bamboo предлагает отличное органическое меню. Не позабыли здесь и о маленьких посетителях: на территории парка работает небольшое детское кафе со сладостями и вкусными коктейлями.
Забронировать столик в любом из ресторанов парка можно по телефону +53 (7) 643-72-78.
Если вы пожелаете увезти с собой на память частичку этого роскошного цветущего сада, то не вздумайте обдирать растения. Лучше загляните в местный магазинчик декоративных цветов, все саженцы в нём выращены с любовью и окружены вниманием и заботой. Вы без труда подберёте для себя красивое растение, а то и не одно.
Полезная информация
Адрес: Cuba, Habana, Jardin Botanico Nacional.
Телефон: +53 (7) 697-91-60.
E-mail: hajb@ceniai.inf.cu.
Время работы: понедельник — воскресенье: 9:00 — 16:30.
Вход: 19 CUP, несколько раз в день по территории парка курсирует трактор с «вагончиком», стоимость билета составляет 3 CUP.
До Национального ботанического сада от Гаваны можно добраться либо на поезде (станция Estacion Calabazar), либо автобусом (до остановки Parada Parque de Calabazar). Далее к самим воротам сада нужно проехать около 3 км на такси. Для автомобилистов предусмотрена платная парковка.
Экскурсия в ботанический сад займёт примерно полдня. Посещение этого сада удобно совместить с прогулкой по парку Ленина, они расположены по соседству.
Цены указаны на ноябрь 2014 г.
Ла-Фуэрса
Habana, O'Reilly
Одна из трёх крепостей Гаваны, интересных туристам, и самая старая из них — это Ла-Фуэрcа. Она расположена буквально в паре шагов от Пласа-де-Армас и центра столицы. Заложенная в 1558 г., эта крепость считается одним из двух самых старых укреплений в городской гавани на обоих американских континентах. Даже удивительно, что при этом именно Ла-Фуэрcа сохранилась лучше всего из всех портовых фортов Гаваны. Когда-то Ла-Фуэрcа служила защитой от пиратских набегов с моря, а сегодня в крепости открыт Морской музей.
В музее выставлена, в частности, четырёхметровая копия судна «Сантизма Тринидад», самого большого корабля 18 века.
Гавана с самого начала возводилась как хорошо укреплённый и неприступный город. Её красивая и удобная бухта отлично подходила в качестве перевалочной базы для испанских кораблей, которые королевской волей отправлялись в те времена в самые дальние путешествия в поисках новых потенциально прибыльных колоний. Америка оказалась богатым краем, и всегда находилось немало охотников поживиться толикой этих богатств, нападая на суда и грабя города. Гавану нужно было защитить, и испанцы постоянно достраивали и усиливали портовые укрепления. В случае с Ла-Фуэрсой это продолжалось два с лишним века, но результат, по-видимому, того стоил.
Полное и более правильное название крепости — Кастилльо-де-ла-Реал-Фуэрса, то есть не просто «сильная», а «замок силы короля».
Первая версия крепости была возведена за 19 лет и представляла собой квадрат из больших обтёсанных блоков песчаника со рвом по периметру и угловыми башнями. Строили крепость преимущественно рабы и пленные французы. Десятиметровые стены с узкими бойницами, стены толщиной 4 м, изначально — никаких лестниц, чтобы не дать штурмующим ни единого шанса (гарнизон поднимался в крепость по верёвочным лестницам). В одноэтажной постройке вокруг крепости располагались испанские губернаторы острова.
Рельефный герб из мрамора над входом в крепость — самое старое скульптурное изваяние в городе.
В 17 веке над одним из угловых бастионов была надстроена башенка в два этажа с флюгером в виде женщины — Ла-Джиральдильи. С фигуркой связана красивая легенда: как говорят, это верная супруга губернатора де Сото, которая несколько лет управляла городом, пока её муж был в Северной Америке. Это единственный случай, когда город находился под управлением женщины. После того, как Ла-Фуэрса была захвачена англичанами в 18 веке, фигурка исчезла, но позднее «всплыла» и была водворена в городской музей. Для установки на прежнем месте гаванцы изготовили новую. Ныне этот символ Гаваны можно видеть не только на башне Ла-Фуэрсы, но и на этикетке «Гавана-Клаб».
Любопытное решение было придумано при проектировании вентиляционных отверстий: они имеют форму конуса, расширяющегося в сторону моря. Благодаря этому морской ветер продувает крепость, которая при этом нисколько не теряет своей обороноспособности.
Вплоть до 1899 г. в крепости размещался Национальный архив, а с 1938 г. и до революции — Национальная библиотека. В 1977 г., когда форту исполнилось 400 лет, здесь открылся музей современного искусства. Музей кубинской керамики работал тут с 1990 г., а в 2010 г. в крепости был открыт Морской музей. Здесь можно осмотреть отличную коллекцию свидетельств славного морского прошлого острова, начиная от доколумбовых времён, включая знакомство с историей Королевских верфей Гаваны, где были выстроены более двух сотен кораблей испанского флота. В музее выставлена, в частности, четырёхметровая копия судна «Сантизма Тринидад», самого большого корабля 18 века. На ней установлены интерактивные тачскрины, а посетители могут спуститься в трюм, чтобы увидеть настоящие навигационные приборы тех времён и коллекцию находок, поднятых с морского дна.
В составе Старой Гаваны в 1982 г. крепость была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ла-Кабанья
Habana, Regla
Крепостной комплекс Сан-Карлос-де-ла-Кабанья был выстроен в 18 веке в гавани Гаваны с совершенно понятной целью. Карл III, испанский монарх, начал строительство форта на базе старого укрепления Эль-Морро. После работы по возведению крепости контролировала уже английская администрация, и заняли они в целом 11 лет. Но прославилась крепость не столько своим средневековым прошлым, сколько новой историей: во время кубинской революции здесь засели мятежники во главе с Че, верша суд и расправу над сторонниками Батисты.
В соответствии с законами военного времени здесь были казнены десятки и сотни тех, кто, по понятиям повстанцев, изменил родине и свободе.
Эль-Морро с маяком на скалистом мысе была возведена неприступной и грозной для защиты города с наиболее узкой части пролива. В 16—17 веках её строили больше 40 лет, и в своём окончательном виде укрепление объединило три бастиона. Огневая мощь крепостной артиллерии была достаточно высока, чтобы отпугивать пиратов, но после двухмесячной осады в 1720 г. Эль-Морро пала под натиском англичан.
После возвращения Гаваны испанцам через год Карлос III решил усилить оборонительную мощь Эль-Морро вторым фортом, для чего и предназначалась Ла-Кабанья. Из испанских крепостей на то время она стала едва ли не самой мощной: толщина стен 12 м, собственная длина 700 м, система траншей, подвесной мост и ряд укреплённых линий обороны ярусами, одна за одной.
Расположение крепости также очень способствует панорамной фотосъёмке старой части города: особенно красиво получаются снимки на закате.
Как и в большинстве крепостей подобного рода, в Ла-Кабанье была организована тюрьма, которая функционировала не только в период испанского владычества, но и после войны за независимость. Это же назначение она выполняла и при диктаторе Батисте. В 1959 г., когда Фидель Кастро и Че Гевара высадились на острове, последний захватил крепость и устроил здесь революционный штаб. В течение пяти месяцев Гевара выполнял роль коменданта Ла-Кабаньи, руководя в том числе военным трибуналом. В соответствии с законами военного времени здесь были казнены десятки и сотни тех, кто, по понятиям повстанцев, изменил родине и свободе.
Сегодня территория крепостей Ла-Кабанья и Эль-Морро объединена в музейный военно-парковый комплекс под открытым небом. Здесь работает музей-комендатура, где хранятся несколько предметов обихода Че, а также музей старого оружия и другие. В целом комплекс отлично обустроен для туристов: их ждут рестораны, кафе-бары, сувенирные магазины. А ежевечерняя пушечная церемония, которая когда-то была не более чем рутинной процедурой, сообщавшей о закрытии входа в бухту, ныне превращена в броское туристическое зрелище. Пушка палит в 21:00, при ярком свете огней, после того как к ней торжественного прошествует отряд гвардейцев в парадном обмундировании 18 века.
Будучи в Ла-Кабанье, нельзя не осмотреть знаменитого Гаванского Христа, одну из ярких достопримечательностей города и острова. Это статуя высотой 18 м, которая установлена близ крепостных стен, на возвышенности, у входа в бухту. Интересно то, что скульптором, изваявшим огромную фигуру Спасителя из каррарского мрамора, была женщина, кубинка Хильма Мадера. Любопытна и сама история появления статуи на свет: после покушения на Батисту студентов в 1957 г. жена диктатора дала обет поставить статую Христа, если её супруг останется жить — что, собственно, и произошло. Так или иначе, а ведь диктатор не погиб ни тогда, ни во время революционных событий 1959 г., а скончался от сердечного приступа только через 15 лет.
Пласа-де-Армас
Habana, Plaza de Armas
Самая старая площадь в городе Пласа-де-Армас (то есть «Площадь оружия») была заложена испанцами в 1519 г. в восточной части Гаваны и предназначена для военной муштры и парадных мероприятий. Вполне понятно, что такие площади требовались испанским колонизаторам, опиравшимся на силу оружия, в каждом крупном городе. И также понятно, что свободолюбивые кубинцы обустроили чуть позади площади скверик с памятником Мануэлю Сеспедесу, видному борцу за независимость острова от Испании.
Если двинуться с площади едва ли не в любую сторону, то всего за несколько минут доберёшься до множества ключевых достопримечательностей Старой Гаваны.
Здания, стоящие по периметру Пласа-де-Армас, выстроены из того же известняка, что и гаванский кафедральный собор Св. Христофора, и в их стенах точно так же при тщательной инспекции можно обнаружить следы кораллов и ракушек. Застройка площади датируется преимущественно 16 веком, в архитектуре преобладает колониальный стиль.
В числе примечательных зданий, стоящих прямо на Пласа-де-Армас, — городской музей Гаваны в барочном здании 18 века с аркадой на первом этаже — бывшем генеральском дворце. Также любопытен книжный институт Кубы во Втором капральском дворце и неоклассическая часовня Эль Темплете первой половины 19 века. Кроме того, внимания заслуживает знаменитая резиденция Сантовенья (ныне исторический отель «Санта-Изабель», открывшийся первым на Кубе). Но и если двинуться с площади едва ли не в любую сторону, то всего за несколько минут доберёшься до множества ключевых достопримечательностей Старой Гаваны. Так, на противоположной стороне улицы находится крепость Ла-Фуэрса, едва ли не самая старая в обеих Америках.
До площади легко дойти из центра по бульвару О'Райли, двигаясь в направлении гавани (Пласа-де-Армас будет по правую руку, у самой воды), либо по Малекону, продолжая двигаться вдоль побережья после того, как минуете монумент Франсиско Гомесу.
Ныне площадь — место сбора как местных жителей, так и многочисленных туристов. Здесь открыт блошиный рынок, где можно отыскать как полное барахло, так и изумительные ювелирные вещицы или старинные картины. Кроме того, на площади расположились книжный развал и торговцы мелкими сувенирами. А в выходные тут проходят танцевальные и акробатические шоу.
Кладбище Колон
Habana, Calle 12
Отнюдь не все готовы на отдыхе навещать кладбища, но кладбище имени Христофора Колумба (кладбище Колон) в Гаване всё же стоит посещения. Расположенное в Ведадо, оно занимает почти 60 гектаров площади и известно, во-первых, тем, что здесь похоронены знаменитые политики, деятели культуры и спорта и прочие важные персоны. Во-вторых, тут можно увидеть очень интересные и красивые надгробные скульптуры, а то и целые мемориалы.
Считается, что при соблюдении определённого ритуала во время посещения могилы Милагроса выполняет просьбы посетительниц.
Кладбище Колон было открыто во второй половине 19 века. Собственно говоря, изначально на нём планировалось захоронить останки великого мореплавателя, но эта честь была оспорена у Кубы Испанией. Всего здесь порядка полутысячи памятников, и каждый второй — это характерная для католического вероисповедания беломраморная скульптура, статуя или стела. Впрочем, встречаются среди них и египетские пирамиды, и модерновые сферические сооружения. Все надгробия настолько художественно оформлены, что дают кубинцам основание считать это гаванское кладбище самым красивым, как минимум, во всей Южной Америке. Среди знаменитостей, похороненных на нём, можно упомянуть великого шахматиста Рауля Капабланку, борца за независимость Максимо Гомеса, кубинского писателя Алехо Карпентьера.
Вход на кладбище Колон свободный, но оно закрывается в 17:00. Экскурсия платная.
При этом могилы столь выдающихся личностей как раз не настолько интересны, как те, в которых захоронены обыкновенные смертные. Самый большой памятник на кладбище Колон (23 м в высоту) — это монумент погибшим при исполнении пожарным. Одна из наиболее странных могил — место упокоения Родригеса Карты, который был захоронен вертикально. Трогательные и леденящие душу легенды тоже связаны с именами простых людей: например, здесь популярна история о верном псе, который много лет приходил на могилу хозяйки, или о девушке Милагросе, умершей при родах, которую гаванцы почитают как покровительницу матерей. Считается, что при соблюдении определённого ритуала во время посещения могилы Милагроса выполняет просьбы посетительниц.
Кладбище Колон — очень чистое, ухоженное и аккуратное, а кроме того — довольно тихое. Туристы сюда практически не захаживают, даром что кладбище находится в паре шагов от самого центра города, Пласа-де-Армас и набережной Малекон. Тем не менее при желании вы сможете осмотреть некрополь в сопровождении экскурсовода.
Мемориал Хосе Марти
Habana, Calle Paseo
Хосе Марти — певец свободы и апостол независимости, а также прародитель модернизма в кубинской литературе. Один мощный монумент (точнее — мавзолей с почётным караулом на кладбище) этой выдающейся личности уже был поставлен в Сантьяго-де-Куба в 1951 г. А в 1958 г. на площади Революции был открыт гаванский комплекс: внушительная конструкция, состоящая из вертикальной стелы почти 110 м высотой и скульптурного изображения героя. Помимо того, что всё это сооружение весьма мощно выглядит, оно ещё и функционально: внутри стелы размещён архив писателя и поэта, а на самом верху есть смотровая площадка.
Обзорная площадка на вершине памятника — самая высокая в Гаване; она поднята на 139 м над уровнем моря.
Проект монумента был выбран на конкурсе ещё в 1943 г., и тогда же определены исполнители: скульптор Хуан Сикре и архитектор Акилес Маза. Но для создания комплекса требовалось снести здание Эрмитажа на этом участке. В 1952 г. к власти пришёл диктатор Батиста, который пожелал выбрать другой проект и поменять главного инженера. В результате мемориал был завершён только в 1958 г. — как раз перед революцией.
В нижней части стелы, которая представляет собой пятиконечную звезду в сечении, находится музей Марти, где в нескольких залах собраны документы, письма и фотографии, а также личные вещи писателя. На стенах можно почитать отрывки из его произведений. Особый интерес представляет венецианская керамика, созданная кубинским художником Энрике Карабиа, с 89 изречениями писателя, выложенными из букв, покрытых 10-каратной позолотой. Кроме того, в одном из залов собраны документы, связанные с историей площади Революции, в другом — произведения современного искусства. Одна из ценностей музея — копия меча Боливара, подаренная Уго Чавесом Фиделю Кастро в 2002 г. Также внизу находится небольшой конференц-зал на 100 мест, где иногда проводят даже камерные концерты.
Позади мемориала Хосе Марти на площади Революции расположены памятники Че Геваре и Камило Синфуэгосу в виде массивных каменных прямоугольников с металлическими портретами героев. Под портретом Гевары написано «Всегда до победы», под изображением Сиенфуэгоса — «Так держать, Фидель!» Прямо позади памятника Че стоит здание министерства внутренних дел, а за памятником Сиенфуэгоса — министерства информации.
Застеклённая обзорная площадка на вершине памятника — самая высокая в Гаване; она поднята на 139 м над уровнем моря. С неё открывается отличный вид на район Ведадо вокруг и дальше на Гавану во всех направлениях.
Скульптура писателя перед стелой, вырезанная из белого мрамора, достигает 18 м в высоту. Постамент, на котором она установлена, использовался (и продолжает использоваться) в качестве трибуны для произнесения торжественных речей. А вся обширная территория вокруг монумента последние почти полвека служит ареной для самых массовых демонстраций в городе. Здесь отслужили по мессе два римских папы, здесь же проводятся иногда масштабные концерты под открытым небом.
Монумент Хосе Марти не нужно путать с памятником Хосе Марти, который тоже есть в Гаване. Последний установлен на бульваре Прадо и представляет собой ростовую мраморную статую писателя на высоком постаменте, украшенном скульптурами и барельефами.
В силу своей исключительной исторической значимости вся площадь Революции целиком в 2010 г. была объявлена национальным памятником. Множество туристических агентств в городе предлагают организованные экскурсии по мемориалу и вокруг него с гидом.
Национальный парк Сиерра-дель-Росарио
Pinar del Rio
Национальный парк Сьерра-дель-Росарио находится на полуострове Гуанигуанико в западной части Кубы, на горном хребте Росарио. Территория заповедника, протянувшаяся более чем на 250 км, представляет собой нетронутый лесной массив с участками тропических лесов и вечнозелёной растительности. Всего здесь представлено более 800 разновидностей растений. Парк ведет свою историю с 1967 г., всё это время правительство Кубы активно занимается восстановлением лесов, пострадавших от последствий интенсивной сельскохозяйственной деятельности и массовой вырубки. 20 лет ушло на то, чтобы облагородить территорию парка: его бережно засаживали самыми разными видами деревьев и растений, в том числе и редкими. Здесь можно увидеть, например, красное дерево или тик. Труды не пропали даром, и уже в 1984 г. заповедник получает статус биосферного заповедника ЮНЕСКО.
Территория заповедника, протянувшаяся более чем на 250 км, представляет собой нетронутый лесной массив с участками тропических лесов и вечнозелёной растительности.
Кстати, он стал первым биосферным заповедником, в котором были представлены уникальные виды декоративных растений и животных Кубы.
Фауна
Во время экскурсии по парку Сьерра-дель-Росарио вам, вероятно, потребуется зорко присматриваться, ведь именно здесь обитает знаменитая птичка колибри, считающаяся самой маленькой птицей в мире. Её длина достигает обычно 6 см, а вес — всего 1,6 г. Животный мир парка насчитывает более 100 видов летучих мышей, склоны хребта Росарио облюбовали в качестве своего жилища и другие диковинные животные, например, крошечная жёлто-полосатая лягушка, редкие виды черепах и грызунов.
В водопадах и реках на территории парка обитает кубинская рыба, угорь, а в море около полуострова встречаются рифовые акулы.
Ландшафт
Во время экскурсии можно увидеть множество интересных мест, например, водопад Эль-Сальто, минеральные источники Баньос-Романос, бывшую кофейную плантацию Буэна-Виста. Но даже эти уникальные достопримечательности не сравнятся с райским садом Оркидеарио-Сороа, разбитым среди гордых скал и журчащих ручьев. Более 700 дивных орхидей украшают этот цветник, а ещё здесь произрастают папоротники и монстеры. Некоторые виды находятся на грани исчезновения, поэтому за ними ухаживают с особой тщательностью. Кроме того, в Оркидеарио-Сороа располагается экспериментальная цветоводческая станция по выведению и культивированию новых видов растений.
Туристический комплекс Лас-Террасас
Лас-Террасас — первый на Кубе экологический гостинично-курортный комплекс. Это прекрасное место для наслаждения удивительной красотой природы, для пешеходных и велосипедных прогулок.
Недалеко от Лас-Террасас сохранились развалины древних кофейных плантаций, обнаруженных во время археологических раскопок. Попробовать же настоящий кофе, приготовленный по оригинальному рецепту, можно в кафе «Мария» на территории комплекса. Мария и её заведение уникальны, потому что во времена тотального запрета предпринимательской деятельности на Кубе она, единственная в стране, получила личное разрешение от Фиделя Кастро на содержание кафе.
Лас-Террасас находится на расстоянии 50 км от Гаваны, туда можно доехать по центральному шоссе на арендованном автомобиле или автобусом. Любители природы могут совершить однодневное путешествие или остаться здесь на несколько дней, с условием предварительного бронирования.