Варваринская церковь
Плес, ул. Урицкого, 22
В ландшафтной панораме волжского Плеса особую роль играет белоснежная Варваринская церковь, многие годы украшающая восточную часть города. Этот скромный, лишенный излишеств провинциальный храм построен в классицистическом стиле с объемно-пространственными формами, свойственными 17 веку.
Варваринская церковь наряду с деревянной Воскресенской церковью была запечатлена на живописных полотнах Исаака Левитана.
Кирпичный храм Варвары Великомученицы стоит на месте более древней деревянной Варваринской церкви. Предполагаемая дата постройки колокольни — 1821 год, а сама церковь по некоторым исследованиям могла быть возведена в Плесе гораздо раньше.
Варваринская церковь прекрасно вписывается в живописный плесский пейзаж, открывающийся с Волги.
Основная часть храма в духе простоты и аскетической строгости несколько контрастирует с пышной колокольней, украшенной колоннами, высокими арками и люкарнами, что свидетельствует о более позднем времени строительства колокольни в стиле классицизма.
Во внутреннем убранстве Варваринской церкви можно увидеть клеевые росписи на библейские темы: «Несение креста», «Пригвождение к кресту», «Положение во гроб» и «Воскресение». Сюжеты из жизни Христа украшены орнаментальными рамками в барочной традиции.
Плес на Волге
Варваринская церковь наряду с деревянной Воскресенской церковью была запечатлена на живописных полотнах Исаака Левитана, проведшего в Плесе несколько лет в поисках вдохновения для творческого труда.
Именно стройный силуэт Варваринской церкви изображен на картине «Золотой Плес». Более ста лет прошло со времени написания полотна, а Плес на картине и Плес в жизни практически не различимы. Все так же несет свои воды Волга, на берегу которой величаво устремлена ввысь стройная белоснежная церковь Варвары Великомученицы.
Деревянная Воскресенская церковь в Плесе
Плес, Спуск Горы Свободы
Деревянная Воскресенская церковь в Плесе имеет и другое, поэтическое название — «Над вечным покоем», как увековечил ее Исаак Левитан на одноименном полотне 1894 года. Эта небольшая, но живописная церковь, словно устремленная ввысь острой крышей с маленькой луковкой на четырехугольном постаменте, стоит на некогда Петропавловской горе, а ныне — горе Левитана, посреди старинного, почти уже заросшего кладбища.
Долгое время на горе не было никакой церкви, пока в Плесе не открыли дом-музей Левитана, что заставило обратить внимание и на другое пустующее левитановское место.
Если внимательно приглядеться к церкви на картине, можно заметить, что она отличается от той, что мы видим на горе Левитана. Дело в том, что это действительно другое строение. В свое время Левитана очаровала Петропавловская церковь, находящаяся ранее на этом же месте, но выгоревшая дотла в 1903 году. Пусть огонь и унес памятник зодчества 17 века, но он навсегда остался запечатленным в русском искусстве.
Полотно «Над вечным покоем» Исаак Левитан писал по эскизу «Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца». Так художник совместил пейзажное изображение озера Удомля под Вышним Волочком и церковь в Плесе.
Долгое время на горе не было никакой церкви, пока в Плесе не открыли дом-музей Левитана, что заставило обратить внимание и на другое пустующее левитановское место.
Тогда в 1982 году на место сгоревшей Петропавловской церкви привезли ее ровесницу и сходную по внешнему виду «сестру» — деревянную Воскресенскую церковь, построенную в селе Билюково Ивановской области в 1699 году и представляющую собой церковь клетского типа с кровлей в виде клина.
Более ста лет прошло с того времени, как Исаак Левитан приезжал в Плес и любовался его красотами, но с горы, которая сейчас названа его именем и где и поныне стоит деревянная Воскресенская церковь, все так же открывается живописный вид на просторы матушки-Волги.
Адрес: Плес, спуск горы Свободы
Дом-музей Левитана
Плес, ул. Луначарского, 4
Живописные окрестности волжского города Плеса вкупе с церковно-культовыми памятниками привлекли к себе особое творческое внимание Исаака Левитана, который открыл здесь неиссякаемый источник вдохновения.
Дом-музей Левитана располагается в том самом старинном купеческом особняке Солодовникова, в котором художник поселился летом 1888 года.
Немудрено, что именно в Плесе с 1972 года работает уникальный в своем роде Дом-музей Левитана — место, куда приезжают поклонники левитановского творчества со всего мира. А в 1982 году Дом-музей Левитана дал основу целому музейному заповеднику, в который входят более 100 памятников архитектуры Плеса, сам дом-музей художника, музей пейзажа и другие культурные объекты.
Плесский период творчества Левитана был невероятно плодотворен, здесь он создал 23 живописных полотна и более двух сотен эскизов. Плесу посвящены картины «Тихая обитель», «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой плес», «Березовая роща», считающиеся шедеврами русской пейзажной живописи.
Дом-музей Левитана располагается в том самом старинном купеческом особняке Солодовникова, в котором художник со своими спутниками: Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым — поселился летом 1888 года в двух комнатах мезонина. Позднее именно этот дом Левитан запечатлел на полотне «Ветхий дворик».
Экспозиция Дома-музея Левитана состоит из трех залов. На первом этаже можно познакомиться с творчеством художника в целом, увидеть его подлинные работы, а на втором, в мезонине, посетителей ждет воссозданная обстановка быта конца 19 века.
Увлеченные своим делом экскурсоводы расскажут каждому гостю дома-музея о творческой и бытийной биографии Исаака Левитана, о его работах, а также о дружбе с Антоном Павловичем Чеховым, который пусть никогда и не бывал в Плесе, но описал его в рассказе «Попрыгунья», посвященном реальной истории взаимоотношений художника и Софьи Кувшинниковой.
Чеховский рассказ из-за ироничной манеры создания образа главной героини даже стал причиной ссоры двух друзей, которые позже все-таки восстановили приятельские взаимоотношения.
Время работы: вторник — воскресенье: 9:30 — 17:30, понедельник — выходной.
Адрес: Плес, ул. Луначарского, 4.
Музей-усадьба древнерусской семьи
Плес, ул. Спуск Горы Свободы, д. 1
Любителям истории и предметов старинного быта, несомненно, будет интересен частный музей Плеса, открытый археологом Павлом Травкиным, — Музей-усадьба древнерусской семьи.
На основании раскопок в Плесе можно с уверенностью говорить о том, что это наиболее хорошо сохранившийся город Руси времен домонгольского ига.
Поэтому у воссозданной по результатам многочисленных исследований средневековой усадьбы, которую предлагает осмотреть Павел Травкин, есть не только конкретная дата, но и точный адрес.
Музей-усадьба древнерусской семьи — интерактивный музей, где царит атмосфера древнерусской самобытности, окунуться в которую можно, поработав на ткацком станке, зернотерке или ручном гончарном круге.
Перед нами предстает средневековая изба, некогда находившаяся на ювелирной улице плесского посада, которая сгорела в пожаре в феврале 1238 года при ордынском набеге.
Главные принципы Музея-усадьбы древнерусской семьи — достоверность и доступность. Поэтому все представленные экспонаты, которые, кроме того, можно подержать в руках, являются максимальными копиями найденных археологических находок с этой самой улицы ювелиров. И оружие, и ювелирные украшения, и детские игрушки, и кухонная утварь, и другие предметы быта — все это достоверные повторения настоящих предметов 12-13 веков.
Музей-усадьба древнерусской семьи — интерактивный музей. Здесь царит атмосфера древнерусской самобытности, окунуться в которую можно, поработав на ткацком станке, зернотерке или ручном гончарном круге. Разрешается также примерить средневековые костюмы.
В соответствии с народным календарем в музее проводятся обрядовые мероприятия. Гостей музея встречает бабушка Прасковья, в сказовой манере знакомя посетителей с каждой вещью в доме, а также угощая горячей кашей из настоящей русской печи.
-
Адрес: Плес, ул. Спуск Горы Свободы, д. 1.
-
Время работы: май — сентябрь ежедневно 10:30 — 16:00, октябрь — апрель по выходным.
Здание Присутственных мест
г.Плес, Соборная гора
На Соборной горе города Плес стоит Здание бывших Присутственных мест Плеса.
В конце XVIII века, когда крепость потеряла свое оборонительное значение, на Соборной горе размещается административный и общественный городской центр. Здания Присутственных мест и другие постройки заняли северо-западную часть, центр же занимали Успенский и Казанский соборы, а также часовня, разрушенная в 1930 году.
Здание Присутственных мест было построено на Соборной Горе напротив Успенского собора в 1786 году. Выполнено оно было по образцовому проекту Екатерининских времен. Это большое двухэтажное здание, с простыми строгими наличниками и интересным пристроенным входом. На сегодняшний день сохранился только северный корпус Присутственных мест, первоначально же было два корпуса. В конце XIX века в зданиях размещались городская управа, Высшее начальное училище, а в подвалах хранился городской архив.
Постоянная экспозиция музея повествует об истории города. В формировании экспозиции приняли участие несколько музеев. В том числе Плесский музей-заповедник, Историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина, ивановский областной художественный музей, археологический музей ИвГУ, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Шуйсткий краеведческий музей, государственные музеи Палехского и Холуйского искусства, Мытский краеведческий музей.
Кроме того, в «Присутственных местах» есть и сменные экспозиции. В общей сложности на восстановление музейного комплекса и создание экспозиции было израсходовано 130 млн рублей. Как отметили представители власти, результат работы на сегодняшний день полностью удовлетворил инициаторов.
музей работает с 10.00 до 17.00.
Адрес: г.Плес, Соборная гора
Плесская кошка
Плес, наб. Волги, ул. Советская
На набережной Плеса, рядом с той самой пристанью, на которую в «Жестоком романсе» причаливал пароход Сергея Сергеевича Паратова, великолепно сыгранного Никитой Михалковым, туристов встречают две относительно молодые скульптуры, ставшие всего за несколько лет известными достопримечательностями города. С двух сторон от реки Шохонки, впадающей в Волгу, уютно расположились «Плесская кошка» и «Дачница».
«Плесская кошка» работы белорусского скульптора Олега Илларионова была установлена в Плесе на набережной в сентябре 2008 года.
Существует множество памятников, посвященных кошкам как священным животным или персонажам лубочных картинок. Достаточно вспомнить Кота Казанского. Но «Плесская кошка» — это памятник конкретному животному с именем Муха, жившему у художника Виталия Панченко недалеко от пристани и нынешнего места памятника.
Необычность этой небольшой по размерам скульптуры и в том, что она выполнена из бетона, дабы избежать вандалистских проявлений, и в том, что кошка Муха изображена с человеческой задумчивостью в глазах, смотрящих на водную гладь Волги.
«Плесская кошка» работы белорусского скульптора Олега Илларионова, друга семьи художника Виталия Панченко, была установлена в Плесе на набережной в сентябре 2008 года
Настоящая кошка Муха трагически погибла, спасая свое потомство в схватке с дворовым псом, чем очень опечалила своих хозяев. Скульптура сразу же стала восприниматься жителями и гостями города как памятник всем умершим любимым питомцам.
Кошка Муха теперь обитает на небольшом бетонном постаменте, много лет пустовавшем, хотя некогда там стояла скульптура гипсовой девушки с веслом. Так «Плесская кошка» стала одним из символов города и гармонично вписалась в ландшафт набережной Плеса.